1. Общая психология |
|
Дисциплина состоит из трех основных разделов:
- 1.1 Основы общей психологии.
- 1.2 Человек как субъект деятельности.
- 1.3 Человек как субъект познания.
|
Предмет первого раздела («Основы общей психологии») состоит в анализе основных категорий, понятий психологической науки и ее методов, критериев и стадий развития психического отражения, основополагающих подходов к пониманию предмета психологии.
Цель данного раздела – формирование у слушателей адекватного представления о предмете, методах и задачах психологии, ее месте среди других наук о человеке, о ее базовых категориях и понятиях, об основных методологических и исследовательских проблемах и путях их решения.
Основными задачами изучения первого раздела являются следующие: формирование у слушателей адекватных представлений о предмете и методах научной психологии, ее месте среди других наук о человеке; формирование основ профессионального мышления будущих специалистов – психологов.
Предмет второго раздела («Человек как субъект деятельности») включает в себя разнообразную проблематику психологии личности. Его целью является изучение индивидуальных особенностей человека (способностей, темперамента, характера), внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции его деятельности, представлений о потребностно-мотивационной сфере человека, основных теоретических подходах к пониманию строения и закономерностей развития личности.
Ключевая задача – научить слушателей адекватно анализировать актуальные проблемы теоретической и практической психологии личности.
Третий раздел («Человек как субъект познания») направлен на изучение основополагающих проблем психологии познания – в этом состоит его предмет.
Основная цель изучения данного раздела – глубокое освоение теоретических подходов к изучению видов, уровней развития познания, рассмотрение экспериментальных исследований специфических познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), а также универсальных психических процессов (памяти, внимания, воображения).
Основная задача – научить слушателей адекватно анализировать современные проблемы теоретической и экспериментальной психологии познания.
-
Раздел 1.1. Основы общей психологии
- Тема 1.1.1. Общая характеристика психологии как науки
- Тема 1.1.2. Становление предмета психологии
- Тема 1.1.3. Общее представление о личности и ее развитии
- Тема 1.1.4. Возникновение и развитие психики
- Тема 1.1.5. Социокультурная регуляция деятельности
- Тема 1.1.6. Строение индивидуальной деятельности человека
- Тема 1.1.7. Человек как субъект познания
-
Раздел 1.2. Человек как субъект деятельности
- Тема 1.2.1. Основные подходы к изучению личности
- Тема 1.2.2. Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер
- Тема 1.2.3. Типология индивидуальности: основные подходы
- Тема 1.2.4. Психология общения
- Тема 1.2.5. Психология эмоций
- Тема 1.2.6. Психология воли
- Тема 1.2.7. Психология мотивации
- Тема 1.2.8. Строение и развитие личности
-
Раздел 1.3. Человек как субъект познания
- Тема 1.3.1. Общая характеристика когнитивной психологии
- Тема 1.3.2. Виды познавательных процессов и критерии их классификации
- Тема 1.3.3. Познание и действие
- Тема 1.3.4. Познание и образ
- Тема 1.3.5. Познание и речь
- Тема 1.3.6. Основные подходы к изучению познавательных процессов
- Тема 1.3.7. Восприятие как процесс
- Тема 1.3.8. Мышление как процесс
- Тема 1.3.9. Общая характеристика универсальных познавательных процессов и основные подходы к их изучению
- Тема 1.3.10. Психология памяти
- Тема 1.3.11. Психология внимания
|
2. Введение в клиническую психиатрию |
|
Краткий обзор теоретических основ современной клинической психиатрии, основные теоретические и практические вопросы общей психопатологии. Критический анализ наиболее распространенных представлений об этиологии и патогенезе психических заболеваний.
|
3. Детская и возрастная психология |
|
Предметом дисциплины являются закономерности психического и личностного развития в онтогенезе, качественное своеобразие психических процессов и личности на различных стадиях онтогенетического развития.
|
Цель дисциплины: формирование теоретических представлений о закономерностях развития в онтогенезе, знакомство с фактами и закономерностями психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, особенностями типичных возрастных задач и проблем.
Задачи: формирование представлений о закономерности психического развития в онтогенезе; знакомство с периодизациями психического развития, фактами и закономерностями психического развития на каждой стадии онтогенеза; раскрытие связи знаний по возрастной психологии и различных отраслей психологической практики; формирование умений применять полученные знания для решения практических задач профессиональной деятельности психолога.
- Тема 3.1. Детство как предмет психологического исследования
- Тема 3.2. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка
- Тема 3.3. Психоаналитические теории детского развития
- Тема 3.4. Теория социального научения
- Тема 3.5. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка
- Тема 3.6. Л.С. Выготский и его школа
- Тема 3.7. Концепция Д.Б. Эльконина. Период раннего детства
- Тема 3.8. Концепция Д.Б. Эльконина. Период детства
- Тема 3.9. Подростковый возраст в свете разных концепций
- Тема 3.10. Неоконченные споры. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка.
|
4. Социальная психология |
|
Предметом дисциплины являются закономерности мышления и поведения людей, включенных в социальные группы.
|
Цель дисциплины: формирование у слушателей представлений об основных направлениях психологического изучения человека в группе и методах воздействия в социальной психологии.
Задачи: познакомить слушателей с научными основами социальной психологии; на лучших исследовательских образцах отечественной и мировой социальной психологии раскрыть содержание данной учебной дисциплины; показать связь социальной психологии с другими областями научного знания; способствовать формированию у слушателей научного подхода к объяснению психологических явлений социальной жизни людей в противовес обыденным, житейским представлениям; создать предпосылки для практической реализации социально-психологических знаний в различных сферах жизни общества.
|
5. Клиническая психология |
|
Предмет дисциплины: закономерности изменения памяти, внимания, мышления личности при психических заболеваниях.
|
Цель дисциплины: Формирование представлений о фундаментальных и прикладных исследованиях в области клинической психологии, о возможностях этой науки, ее методологии, теоретических основах и эмпирических задачах.
Задачи дисциплины: познакомить с объектом, предметом и сферой приложения клинической психологии, ее теоретическими основами и категориальным аппаратом; раскрыть социальную значимость, масштабность задач, межотраслевой и междисциплинарный характер клинической психологии; познакомить с эволюцией клинической психологии и интеграцией ее основных разделов (областей); дать содержательную характеристику основных методологических проблем и методических трудностей клинической психологии; показать роль клинической психологии в решении клинических и общепсихологических проблем.
- Тема 5.1. Предмет и объект клинической психологии
- Тема 5.2. Исторические корни клинической психологии
- Тема 5.3. Задачи и методы клинической психологии
- Тема 5.4. Клиническая психология в психиатрии. Основные системы классификации психических расстройств
- Тема 5.5. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине
- Тема 5.6. Шизофрения и расстройства шизофренического спектра
- Тема 5.7. Бредовые расстройства. Аффективные расстройства
- Тема 5.8. Тревожные, соматоформные и конверсионные расстройства
- Тема 5.9. Психологические модели личностных расстройств
|
6. Экспериментальная психология |
|
Предметом дисциплины являются: правила построения научного исследования в психологии.
|
Цель дисциплины: овладение навыками грамотного планирования и построения научного исследования в психологии, а также анализа уже проведенных исследований на предмет корректности и обоснованного применения полученных в них результатов в психологической практике.
Задачи: формирование понимания устройства научного знания, способов его получения и развития; овладение основными исследовательскими методами современной психологии; прививание этики научного исследования; развитие прочного фундамента для дальнейшего изучения психологии, написания курсовых, дипломных и исследовательских работ.
- Тема 6.1. Предмет и проблемы экспериментальной психологии
- Тема 6.2. Принципы и структура научного исследования
- Тема 6.3. Основные общенаучные и психологические методы исследования
- Тема 6.4. Экспериментальный метод в психологии и нормативы научного исследования
- Тема 6.5. Психологическое наблюдение как метод и методика
- Тема 6.6. Особенности и специфика психологического эксперимента
- Тема 6.7. Эксперимент как вид практической деятельности исследователя
- Тема 6.8. Организация и проведение экспериментального психологического исследования
- Тема 6.9. Научные гипотезы и формы контроля в психологическом эксперименте
- Тема 6.10. Экспериментальные переменные и способы их контроля
- Тема 6.11. Установление экспериментального эффекта
- Тема 6.12. Экспериментальные и неэкспериментальные планы
- Тема 6.13. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод
- Тема 6.14. Психологическое измерение
- Тема 6.15. Валидность психологического эксперимента
- Тема 6.16. Факторный эксперимент
- Тема 6.17. Корреляционный подход и экспериментальное исследование
- Тема 6.18. Квазиэкспериментальный подход в психологических исследованиях
- Тема 6.19. Статистический анализ экспериментальных данных
- Тема 6.20. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании
- Тема 6.21. Представление результатов научного исследования
|
7. Основы православного мировоззрения |
|
Предмет дисциплины: знакомство с основными понятиями и догматами православного мировоззрения.
|
Цель дисциплины: формирование основного корпуса знаний о православном мировоззрении, восполнение недостатка первоначальных знаний о христианстве и практической жизни православия.
Задачи дисциплины: освоение мировоззренческой составляющей православной культуры; изучение основных этапов истории и современного состояния православного богословия; изучение роли православия в современной культуре; пробуждение интереса к изучению духовного наследия христианства.
- Тема 7.1. Мировоззрение и его структура
- Тема 7.2. Христианство и его место в мировой религиозной жизни. Христианские конфессии
- Тема 7.3. Православие, источники Христианского учения
- Тема 7.4. Формирование богослужения. Богослужение Православной Церкви
- Тема 7.5. Таинства Церкви
- Тема 7.6. Духовная жизнь Православной Церкви
|
8. Практикум по клинической психологии |
|
Предмет дисциплины: изучении методологии и методов исследования больных в клинике психических отклонений.
|
Цель дисциплины: Способствовать формированию у слушателей устойчивых знаний, умений и навыков клинико-психологического обследования людей с отклонениями в душевном здоровье.
Задачи дисциплины: максимально полно отразить все этапы психодиагностического процесса и, в первую очередь, процесс интерпретации и написания психологического заключения.
|
9. Основы современной психофизиологии |
|
Предметом дисциплины является: исследование физиологических основ психической деятельности человека.
|
Цель дисциплины: ознакомить слушателей с соответствующими современному уровню развития науки представлениями о физиологических механизмах, коррелятах и закономерностях психической деятельности и поведения человека.
Задачи: ознакомление с понятийным аппаратом и теоретическими представлениями и экспериментальными сведениями, которые составляют основное содержание современной психофизиологии; ознакомить слушателей с методами психофизиологии и формами их использования; продемонстрировать слушателям, каковы современные представления о физиологических механизмах когнитивных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти и др.), а также мотивационно-потребностной сферы человека
- Тема 9.1. Строение и функции нервной системы и мозга человека
- Тема 9.2. Предмет современной психофизиологии. Психофизиологическая проблема
- Тема 9.3. Современные методы неинвазивного (безхирургического вмешательства) изучения мозга
- Тема 9.4. Сон и биоритмы
- Тема 9.5. Эмоции и стресс
- Тема 9.6. Клиническая психофизиология. Мозговые механизмы психических заболеваний и наркозависимого (аддиктивного) поведения
|