Вводный блок |
|
|
|
|
«Христианская психология как направление науки и практики»
|
Что такое христианская психология? История христианской психологии.
|
|
«Введение в практическую христианскую психологию»
|
Блок 1. Настоящее как результат прошлого и проект будущего |
|
«Личность: норма и патология» |
Практико-ориентированная концепция психического и личностного здоровья. Внутренние механизмы разнообразных отклонений (акцентуации характера, неврозы, зависимости, последствия травм, алкоголизм и др.). Общепсихологическая уровневая модель ценностно-смысловой сферы личности.
|
|
«Проблема психологической целостности личности» |
Причина невротического расщепления. Детские травмы и их последствия. Личностное становление как путь преодоления психологической расщепленности. Анализ практических случаев.
|
|
«Болезнь как кризис» |
Понимание болезни в культуре. Экзистенциально-психологическая точка зрения на болезнь. Восприятие времени болеющим человеком.
|
|
«Стресс в нашей жизни» |
Стресс физиологический и психологический и их различия. Понятия фрустрация, конфликт и кризис. Смыслы и их роль в жизни. Методы совладания с психологическими стрессами. Посттравматическое стрессовое расстройство.
|
|
«Тема любви, страдания и сострадания в христианской психологии» |
|
Блок 2. Семья и брак |
|
«Мужчина и женщина» |
Супружеская жизнь как взаимодействие «мужского» и «женского» начал.
Образ супруга и его изменения в ходе совместной жизни. Роль родительской семьи в формировании образа супруга. Супружеские и детско-родительские отношения как разные грани существования семьи.
|
|
«Антропология любви» |
Разбираем понятие любви и влюбленности. 6 видов любви. Как любовь переживается человеком.
|
|
«Динамика супружеских отношений» |
Рассмотрим переживания от начала зарождения супружеских отношений: как они развиваются после первой встречи, на каком этапе происходит желание вступить в брак. 4 кризиса брака: как не развестись и справиться с испытаниями. Что такое эхо любви.
|
Блок 3. Отцы и дети |
|
«Типы искажения родительской позиции и родительского отношения к детям в современных семьях» |
Проблемы воспитания детей в современных семьях. Искажение родительской позиции как источник проблемы семейного воспитания. Исследования современного родительства и типичные нарушения родительской позиции: перфекционизм, «семья - крепость», «хитрые семьи» и др. Параметры оптимальной родительской позиции.
|
|
«Трудное поведение детей в дошкольном и младшем школьном возрасте» |
Как помочь детям и родителям пережить периоды истерик, капризов, драк или страхов и отчаянного смущения. Психологическая помощь при трудном поведении детей в детском саду и младшей школе.
|
|
«На пороге взрослости: психологические сложности в подростковом возрасте» |
Новое измерение жизни подростка – большой мир взрослых. Узнавание себя, представления о будущем, переоценка авторитетов, перестройка отношений с окружающими людьми. Общение со сверстниками как главный приоритет жизни подростка. Важность одобрения и принятия. Одиночество, страхи, неуверенность – что с ними делать.
|
|
«Моральное развитие ребенка» |
Представление ребенка о моральной сфере, критерии выбора между собой и другими. Особенности общения детей при самостоятельной организации совместной деятельности. Как ребенок-дошкольник оценивает свое поведение в смысле его соответствия нравственным нормам. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей.
|
|
«Психология взросления человека. Психология взросления человека» |
Ступени взросления: Воплощение. Оживление. Одушевление. Персонализация. Индивидуализация. Универсализация. Инобытие. Кризисы рождения и кризисы развития. Детство - как явленность себя Богу (Я есмь, вот я, Господи!). Подростничество - как обретение лица и проба себя (И тогда я сказал – нет!). Молодость - как встреча с собой (Быть или не быть!). Зрелость - «На том стою и не могу иначе!». Старость - «И теперь живу уже не я, но живет во мне Христос!».
|
|
«Источник хаоса: как помочь папе нащупать свою роль с ребенком?» |
Общественные догмы и соблазны патриархальности. Трагедия бесконтактного отцовства. Что делать маме, чтобы у ее ребенка был папа. Ложная дихотомия нежности и строгости. Третья сила: как избегать альянсов и противостояний с матерью. Провал словесности и большой вызов личного примера. Иллюзия глупости: как разрушается доверие. Искусительное самолюбование и возвращение в реальность.
|
Блок 4. Невербальные языки общения с миром и собой |
|
«Диалог с телом» |
Роль образного мышления в восприятии тела. Разница в восприятии тела человеком здоровым и человеком в состоянии болезни. Образы как форма обратной связи с телом. Плацебо-эффект как психологический феномен.
|
|
«Здесь и Сейчас. Живем играючи или играем в жизнь» |
Видим ли мы по-настоящему другу друга? Понимаем ли, что происходит с нами в каждый момент нашей жизни? Умеем ли мы быстро реагировать на изменяющийся мир? Можем ли играючи воспринимать любые события нашей жизни? В интерактивной форме будем учиться выражать свои чувства, слушать и слышать друг друга, распознавать свои эмоции, а также встретимся со своими страхами через игру и смех.
|
|
«Возможности графоанализа в психологической диагностике» |
Графоанализ как целостный подход, который позволяет увидеть человека во всей своей полноте: темперамент, характер, личностные особенности, ценности, определенные качества, психологическое состояние, самооценку и лидерские задатки, и многое другое. Основные принципы графологической диагностики. Этапы формирования почерка. История графоанализа. «Три кита» в графологии. Почерк и психологическое неблагополучие человека.
|
Блок 5. Духовные опоры жизни |
|
«Духовные аспекты развития личности» часть 1 |
Влияние общества на формирование личности – психологический и антропологический взгляд. Становление личности как проблема иерархии ценностей. |
|
«Духовные аспекты развития личности» часть 2 |
Влияние процесса десакрализации на становление личности современного человека. Невроз и духовная жизнь. Трансформация духовных оснований человека через призму культурно-исторического анализа. Критерии здоровой религиозности. |
|
«Духовные опоры жизни» |
Психологический анализ духовных ценностей человека, их основных характеристик и значений. Влияние духовных ценностей на формирование личности, ее поведение и психологическую защищенность.
|
|
«Психологические аспекты аскетики» часть 1 и часть 2 |
Свято-отеческое наследие о духовной психотерапии. Душа как предмет особого попечения и произвольной деятельности по ограничению и побуждению. Практика свято-отеческого душепопечения. Аскетика как практика себя.
|
|
«Вера как опора жизни» |
Иисус Христос как духовная опора жизни. Новый Завет, молитва и Таинства Церкви как духовная опора жизни.
|
|
«Человек перед лицом вечности» |
Место смерти в христианской антропологии и психологии. Этапы изменения сознания при неизлечимой болезни: проблема встречи с диагнозом, ретроспектива прежней жизни, осознание порога и др. Взаимоотношения с родственниками умирающего, типичные особенности и ошибки в поведении близких. Принятие себя и своей судьбы. Психологическая помощь близким после утраты. Опыт работы Первого Московского хосписа.
|