Королевство кривых зеркал. Реальность и иллюзии

Поделитесь в соц. сетях:

Для любого зрелого человека, особенно если мы говорим о человеке верующем, возможность жить в реальности, ощущать ее, взаимодействовать с ней, а не с иллюзиями или с собственными фантазиями, является безусловной и важнейшей ценностью.

Каждый практический психолог знает: когда человек теряет связь с реальностью, или тем, что он осознает как реальность, он испытывает страх, тревогу и панику. Он делает все, чтобы вернуть ощущение реальности происходящего и вместе с ним – спокойствие, уверенность, ясность и контроль над ситуацией.

Важно помнить, что понимание реальности в огромной степени зависит от факта веры человека, если не сказать – определяется ею. Где для светского нерелигиозного человека реальность исчерпывается материальным миром, там для верующего – подлинной реальностью является именно мир метафизический, духовный. Именно эта реальность оказывается первичной, определяющей реальность видимую, материальную.

Русские христианские философы называли это «онтологическим реализмом» и считали, что только религиозный человек в настоящем смысле обладает «функцией реальности» поскольку имеет прикосновение к глубочайшему корню и основе всякой реальности – к самому Присносущному Бытию, к Богу.

Прикосновение к высокой реальности открывает человеку мир неизъяснимой красоты, высоты, тайны, глубочайшего смысла, в свете которого любая обыденная действительность возвышается до масштабов духовной реальности и освящается ею.

Но почему же тогда мы с грустью можем наблюдать, что даже глубоко верующие люди, открытые этой духовной реальности, не меняют свой внутренний душевный уклад, не перестраивают его в унисон с этой прекрасной предстоящей им духовной реальностью?

Чем обусловлена и чем удерживается внутренняя реальность человеческой души? И что это за реальность и реальность ли это?

Еще в начале 20 века Жане, известный французский психолог и психиатр, дал целую иерархическую шкалу напряжений духовной энергии человека и первое место отвел той самой функции реальности, реализация которой требует от человека огромной внутренней и личностной энергии. Но современный человек оказывается не способным на осуществление этого усилия, он подменяет реальность упрощенной, удобной, приятной во всех отношениях иллюзией, картину мира – картинкой в красивой раме.

Можно дать и иную метафору – оптика восприятия, благодаря которой человек может видеть реальность, замутняется, становится непрозрачной, «мутным стеклом» по слову апостола Павла. И этот «дефект зрения» обращен прежде всего к внутренней реальности, он нарушает, блокирует, искажает процесс самопознания. В качестве компенсации человек переносит свое внимание во внешний мир и его он видит столь же искаженным, сколь и себя. Такое компенсаторное внешнее познание нужно лишь для того, чтобы всячески избегать самопознания, приоткрывающего завесу, за которой лежат далеко нелицеприятные вещи о самом себе. В погоне за внешними объектами, человек все дальше и дальше отдаляется от самого себя. Результатом такого самоотчуждения становится невроз – внутренний раскол, по меткому выражению Юнга – раздвоение человека, или болезнь души, не нашедшей для себя смысла.

Невроз обеспечивает ложную картину мира, особую психологическую псевдореальность, в которой человек может жить вполне активную, хотя и совершенно непродуктивную в личностном плане жизнь.

В психологические консультации обращаются люди, измученные иллюзорными страданиями, страхами, переживаниями. Но для их близких эти иллюзии превращаются в реальные кошмары и манипуляции, приводящие порой к необратимым последствиям. Не углубляясь в конкретику, стоит сказать, что сущность различных психопатологических явлений состоит именно в потере чувства реальности.

Благой совет невротику с духовной точки зрения, исходя из реальности Божественного мира, наполненного правдой, любовью, верой и надеждой, будет звучать так – освободитесь от Вашей ложной реальности, осознайте, что у Вас есть все необходимое для победы над ложью. У Вас есть Господь, вера в Него, Его любовь, Ваша надежда на встречу с Ним, и наконец правда Божественного мира!

К этому призывают священники, об этом пишут богословы. Но может ли быть предварительным условием для исцеления то, что, как правило, приходит лишь в последствии, после победы над неврозом? Ведь подлинно любви, вере, надежде человек открывается лишь вырвавшись из плена невротического расщепления. Человек начинает видеть реальность другого лишь когда он встречается с собственной реальностью. Душа способна развернуться к Богу, когда она начинает осознавать себя. В противном случае существует огромная опасность подмен, ложных чувств, мыслей и переживаний, даже если мы называем их духовными.

Можно ли вручить полноту ответственности за эту фантасмагорию внутренней жизни в руки самого человека? Является ли он полностью ответственным за этот хаос иллюзий в своей душе?

Недавно я консультировала одного молодого человека. Его запрос был вполне духовный – он пытался выбрать между монастырем и браком, но не слышал самого себя, не понимал, в чем его предназначение. При этом в его фактической жизни не было реальных предпосылок ни для того, ни для другого. А были трудности с коммуникацией, растерянность, одиночество, полная дезадаптация в мире людей. При этом он был самостоятельным, хорошо зарабатывал и делал профессиональную карьеру. Можно сказать, что в его жизни столкнулись три реальности – духовная: поиск себя перед лицом Бога; социальная – поиск другого, желание и попытки выстроить отношения с людьми, и третья – психологическая, реальность внутренней жизни души, которая была явно не в порядке. Довольно скоро я выяснила чудовищные детали его детства.

Вот лишь пара зарисовок: В 6 лет его мать, желая вырастить «настоящего мужчину» заставила его утопить котят, которых родила кошка живущая в доме. В 8 лет за праздничным обедом, когда ребенок ел какое-то вкусное блюдо, отчим сообщил мальчику, что он ест своего любимого кролика, который еще вчера бегал по дому и радовал домочадцев.

Вот реальность, от которой человек убегает в иллюзию. Прячется в мире кривых зеркал, поскольку прямые отражают реальность плохо совместимую с полнотой жизни, а тем более с любовью, верой и надеждой. С этого отказа от реальной жизни и начинается блуждание в ложных лабиринтах, не ведущих ни к свету, ни к правде, ни к любви. Лишь впоследствии, это бегство от реальности человек осваивает как собственный навык и сам невольно, бессознательно начинает обманывать себя. Но от чего он прячется, чего боится? Встречи с собой, со своей ничтожностью, слабостью, ограниченностью, с мучительной болью прошлого и боязнью будущего. Увидеть реальность может лишь тот, кто увидел и принял самого себя.

И эту проблему не решить вне религиозного понимания мира. Лишь Бог в определенных ситуациях будет той единственной опорой, Личностью, которая действительно любит и принимает, сострадает и не осуждает. Однако, такого Бога человек может увидеть лишь когда шагнет навстречу самому себе.

На этом пути и может помочь христианская психология, соединяющая в себе не только реальность социальную и психологическую, но и реальность духовную, соотносящую духовные пути с конкретными трудностями и особенностями психологического развития. В этом совместном труде человека и христианского психолога сокрыт глубочайший смысл становления личности, ее возрастания, способности увидеть внутреннюю реальность собственной души без прикрас, но с любовью. Господь ждет от нас реальности зрелого человека, способного взять на себя труд, точнее сотрудничество с Ним на пути спасения.

Выход к такой зрелости начинается тогда, когда все добродетели христианской жизни, к которым мы призваны в отношении других, человек делает правилом своей внутренней реальности. Тогда особым образом звучит обращенный к нам призыв: «Возлюби ближнего как самого себя!»

Наталия Инина

Поделитесь в соц. сетях: