XXX Международные Рождественские образовательные чтения

24 мая 2022 года в рамках XXX Международных Рождественских образовательных чтений в Российского православном университете (РПУ) св. Иоанна Богослова (Новая площадь, 12. Комплекс Храма Святого Апостола Иоанна Богослова под Вязом. Конференц-зал) прошла конференция «Христианская психология: перед вызовами современного мира».

Председатели конференции:

Д-р психол. н., заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, декан факультета психологии РПУ Братусь Б.С. и заместитель декана факультета психологии священник Петр Коломейцев.

Куратор конференции – доцент факультета, заместитель декана по научной работе Якунин И. А..

Фундаментальному вопросу воспитания в православной педагогике был посвящен доклад главного научного сотрудника ИРДО РАО, члена-корреспондента РАО Слободчикова В.И. Воспитание определено как счастливая встреча, сретенье взрослого и ребенка, как детско-взрослая образовательная общность. Процесс воспитания, наставничества и послушания – как нарастание потенциала человеческого в человеке. Критерием душевно-духовной зрелости обозначена возможность самостояния как интеграл терпения, смирения и мужества. Отмечено что современная инфантилизация общества лишает личность самостояния, потому что снимает с нее ответственность. Взятие ответственности за другого – необходимая составляющая самостояния, оно ведет к обретению чувства собственного достоинства.

Доклад кандидата психологических наук, доцента философского факультета РГГУ Лызлова А.В. отмечает кризис витальности с одной стороны и кризис личности с другой. В современном обществе серийными действиями человек пытается поддержать свои перспективы, но перманентно оказывается в негарантированной ситуации и это рождает тревогу. Не надо пытаться бежать от тревоги, из неё рождается свобода личного ответа на то, что есть сейчас. Бог дает и хотение и действование. Он то, что входит в мою жизнь, созидает и конституирует меня.

Доклад кандидата богословия, руководителя программы «Метанойя» игумена Ионы (Займовского) был посвящен новой междисциплинарной области пастырского богословия, не только духовного наставничества, но и психиатрии, а именно, христианской аддиктологии. Проблемы людей с аддиктивным типом развития личности были рассмотрены как связанные, прежде всего, с проблемой эгоцентризма личности.

Доклад кандидата психологических наук, доцента Сретенской духовной академии, ассоциированного сотрудника Института психологии РАН Войтенко Т.П. показал глубокое противоречие современного общества, когда всё большее внимание уделяется детству, однако, можно свидетельствовать ухудшение ситуации. Истоки принципов приросообразного воспитания, сформированных в труде Я.А. Коменского, можно видеть в христианской культуре. Современное воспитание должно быть духовно. Воспитание не подстраивается, а ведёт за собой развитие – оно опирается на замысел человека, понимаемого как существо падшее, и нацелено поднимать природу человека. Восстановлению человека способствует столетия существовавшая народная педагогика – религиозное воспитание – традиции, культивирование которых взращивало духовно и телесно здоровые поколения. Подобные проекты, как проект «Возрождение православных традиций воспитания», а также программа для родителей воспитанников воскресных школ «Дарите любовь!» (основанная на записях супруги Николая II императрицы Александры Федоровны) успешно реализованы в Калужской области в 2019-2022 годах.

Христианский психолог Инина Н.В. посвятила доклад кризису личности, начавшемуся с пандемии коронавируса и масштабному системному кризису, который мы переживаем сейчас. Преодоление кризиса возможно не на уровне психики, а на уровне души. Психически человек адаптируется – однако в душе он страдает. Поможет глубинный оптимизм – всегда открытость, реализм, затронутость, простота, поиск смысла и акцент на деле, а главное связь с Богом – режиссером и экологом психики.

Вернуть психологии душу, а душе достижения психологии. Этот лозунг Московской школы христианской психологии актуален, как никогда. Интересный доклад замдекана факультета психологии РПУ священника Петра Коломейцева был посвящен еще одному вызову – несогласию в семье, между поколениями, обозначенному как несогласие филистеров и фрондеров. Одни противники любых изменений, другие не критичные сторонники всего нового. Оба понятия, зародившиеся в XVII веке, несут не только отрицательные коннотации. Главное в том, что обозначенная противоположная оценка является этической, это и порождает столкновения. Надо подходить психологически. Понимать в человеке, как желание нового опыта, так и желание безопасности.

Доклад доцента факультета психологии РПУ Кожариной Л.А. был посвящен игре в жизни современного человека. Игра, понимаемая, согласно Л.С. Выготскому, как новый вид поведения, освобождающий от ситуационной связанности, устанавливает правила, являющиеся правилами внутреннего ограничения. Аффект может быть побежден только более сильным аффектом. И таким аффектом становится правило. При этом ребенок не сливается с ролью – у него есть контролирующая функция. Познать себя – значит вообразить себя. Игры в себя – детские игры ведут к развитию самосознания. Но развитие самосознания через игру продолжается и у взрослого человека.

Доклад старшего преподавателя факультета психологии РПУ Харьковского А.Н., посвященный болезни как психологическому явлению, отталкивался от высказывания Гиппократа о том, что следует научиться получать пользу от болезни. Показано, что при отношении к болезни творчески – как к точке, с которой жизнь может пойти по новому, печаль претворяется в радость, а депрессия обретает ценность в том, чтобы не жить так, как мы жили до сих пор.

Доклад кандидата психологических наук, доцента Калужской духовной семинарии Мироновой М.Н. представил Лествицу духовного развития/регрессии человека, построенную, в том числе, на соотношении смысловой вертикали (по Б.С. Братусю) и возрастных ступеней (по В.И. Слободчикову). Осуществлен скрининг смысловых устремлений современного человека (по схемам сознания разных психологических практик) в сравнении с устремлениями человека в идеале. Осуществлены новые шаги в направлении сближения психологии с христианской антропологией.

Доклад доцента факультета психологии РПУ Храмовой Н.Г. затронул проблему методологии обучения. В противовес дегуманизирующему влиянию методологии с прерогативой отвлеченной идеи, разрушающему связь Ученик-Учитель, показан путь, построенный на принципах человечности. Главные движущие силы любовь и забота Старшего (учителя) о развитии и возрастании личности Младшего (ученика), доверие и уважение Младшего к Старшему, интерес и смелость ребенка в познании, воспитание носителя родной культуры, профессионала и семьянина и главное овладение пространством собственной души (самоуправление чувствами, умом и волей).

Доклад замдекана по развитию факультета психологии РПУ Зайцевой Д.А. был посвящен истокам христианской психологии в трудах В.И. Несмелова. Через кризис в процессе самосознания, через разрешение противоречия между физическим существованием и идеальной природой личности человек приходит к жизни с ориентацией на идеал.

Особенно следует отметить большое количество (около ста) участников конференции, друзей факультета психологии РПУ.

Выражаем благодарность всем принявшим участие в конференции.

Отдельное спасибо студентам-первокурсникам факультета психологии РПУ Горшуниной Л., Фомину М., Кудрявцеву А., Паршуковой Е., Кукушкину А., Горюновой А., Аксеновой Е., Карпушовой И., Мустафиной Д., Снопову М. помогавшим в организации и проведении мероприятия.

когда:
24 май 2022, в 15:00
где:
Новая площадь, 12. Конференц-зал. Станция метро «Китай-город», «Лубянка»
Формат проведения:
Конференция

Фото-отчёт