Встреча выпускников факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова

С любимыми не расставайтесь

15 февраля состоялась большая встреча выпускников факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова, посвященная 25-летию института.

25 лет назад указом Патриарха Алексия II был основан Российский православный университет, преобразовавшийся затем в Московский православный институт.

На встрече были многочисленные выпускники, преподаватели и сотрудники факультета психологии. Своим визитом вечер почтил и ректор института, настоятель Высоко-Петровского монастыря, игумен Петр (Еремеев).

когда:
15 февраля 2018

Среди гостей хотелось бы особо отметить единственного в мире слепо-глухого доктора психологических наук, профессора Александра Васильевича Суворова.

Среди гостей хотелось бы особо отметить единственного в мире слепо-глухого доктора психологических наук, профессора Александра Васильевича Суворова, который преподает в магистратуре по направлению «Христианская психология».

Александр Васильевич написал замечательный «отчет» о встрече.

Александр Васильевич написал замечательный «отчет» о встрече. Это живое свидетельство мы приводим практически полностью:

Когда народ более-менее собрался на встречу выпускников РПУ (Российского Православного Университета), запели молитву перед общей трапезой. Павел, сын христианского психолога Натальи Владимировны Ининой, который привёз меня сюда и как мог пытался переводить, из этой молитвы перевёл только обращение: «Царю Небесный...» Я сразу вспомнил Лермонтовскую «Молитву Юнкера»:

Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Ещё моленье
Прошу принять:
В то воскресенье
Дай позволенье
Мне опоздать.
Я, Царь Всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.

Иерей, отец Пётр Коломейцев, неплохо говорит дактильно, и пока Паша отгонял машину на парковку, мы немножко общались.

Иерей, отец Пётр Коломейцев, неплохо говорит дактильно, и пока Паша отгонял машину на парковку, мы немножко общались. Я спрашивал его, как трудоустроены выпускники. Он ответил, что они сами расскажут.

Когда спели молитву, отец Пётр в порядке первого тоста рассказал историю РПУ. Оказывается, ему сегодня, 15 февраля 2018, 25 лет. И психологов он выпустил уже немало. Кто-то из них преподаёт психологию в других вузах, кто-то работает школьными психологами - в Солнцеве, где-то ещё... Это я узнал позже, когда женщины стали подходить ко мне и беседовать, выполняя тем самым обещание отца Петра, что они сами расскажут о своей послевузовской судьбе.

Ни одного дяденьки, кроме отца Петра и руководителя психфака Бориса Сергеевича Братуся. Ну и кроме нас с Пашей.

Ни одного дяденьки, кроме отца Петра и руководителя психфака Бориса Сергеевича Братуся. Ну и кроме нас с Пашей. Ах да, ещё одному «дяденьке» - полтора годика, тоже Пётр. Когда кончилась официальная часть, этот «дяденька» заинтересовался моими ходунками. Узнав об этом, я спросил, разложены ли ходунки (они складные). Мне сказали, что да, и я успокоился: главное, чтобы малыш их на себя не свалил. Если были другие «дяденьки», то я о них не знал.

Борис Сергеевич Братусь просил меня выступить с неким приветственным словом, так что я, слушая перевод Паши, одновременно обдумывал свою речь.

Борис Сергеевич Братусь просил меня выступить с неким приветственным словом, так что я, слушая перевод Паши, одновременно обдумывал свою речь.

Стол был обильный и очень вкусный, мне даже дали всю эту роскошь домой с собой. Бутерброды с красной рыбой, фаршированные яйца, всякие штуки, нанизанные на зубочистки, сухое красное вино и даже сладкий абрикосовый пирог. Паша накладывал мне в одноразовые тарелки всю эту праздничную еду. Диабетическую диету я нарушил, конечно, да и фиг с ней. Зато состоялся праздник во всех смыслах, - достаточно редкое удовольствие.

Священники и религиозные миряне - все так или иначе проповедники

Священники и религиозные миряне - все так или иначе проповедники, поскольку сказано в Евангелии: идите и проповедуйте слово моё именем моим, - и не упускают случая блеснуть красноречием. С тостами задержки не было, и скоро предложили слово и мне. Предопределяя содержание, задали весьма развёрнутый вопрос, в том числе про то, как я оцениваю высшее образование и когда у меня появилось желание его получить. Я рассмеялся: «Начну с конца. Мы были маленькие и глупые, и желанием дать нам высшее образование горели наши учителя, а мы, те ещё оболтусы, оценили это желание уже после университета».

Когда тут говорили про включение в христианскую психологию католичества, я сразу вспомнил протоиерея отца Александра Меня. У меня довольно много его сочинений, и многое я читал, даже, хотя и по диагонали, все семь томов «Истории религии». Мне у этого мыслителя многое нравится, и, в частности, как он понимает, чем отличается конфессия (церковь) от секты.

Церковь - это на самом деле не храм, а собрание, и у слова «синагога» то же значение - собрание. Люди собираются в храме, но главное, что они там собираются, главное - их общность. И вот если они замыкаются в своём более/менее узком кругу - это секта, а если они открыты всем желающим участвовать в их собраниях - это церковь или синагога.

Мень шутит, что «анонимным христианам», которые, будучи атеистами, вполне следуют христианским заповедям как общечеловеческим, хоть и не ходят в храм, пример показывает даже кот, задравши хвост заходящий, к негодованию церковной старосты, не только в храм, но и в алтарь. Староста рвёт и мечет, а кот - ноль внимания, фунт презрения - хвост трубой, - прямо в алтарь.

Отец Александр был убеждённым экуменистом. В его работах я почти не встречал слово «православие», а главным образом – «христианство». И он был принципиальным противником сектантства.

Вот у вас недавно была презентация коллективного труда «Христианская психология», а настоящее, рабочее, научное название моей книги «Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих», - «Тифлосурдопсихология», то есть психология слепоглухих. Это-то я и преподаю в своём авторском курсе.

Что касается моей педагогики, то она вполне антисектантская, я всю жизнь работал над интеграцией слепоглухих среди зрячеслышащих. Вот давайте за эту интеграцию, за это антисектантство, и выпьем!

Примерно так я сказал. Меневского бесстрашного кота, заходящего в алтарь, вставил сейчас, но в целом говорил именно в этом смысле, как тут изложил. Упомянул, что сейчас готовится коллективный учебник по тифлосурдопедагогике...

Дальше началось то, ради чего я и напросился, - посиделки, самое настоящее русское застолье, какое любила устраивать и моя мама, по принципу: пьют и поют. Пели какие-то психологические песни, предлагали отгадать, кто по профессии герои этих песен. Тексты были с юмором, а мелодии печальные - очевидная подтекстовка. Я вспомнил припев песни Беранже про капуцинов:

Хвалу спешите вознести:
Ведь капуцины вновь в чести!

«От чьего имени песня? Не кто автор, а от чьего имени?» - спросил я.

Моя собеседница растерялась. Увы, она даже не слышала про Беранже, и не сообразила, что профессия лирического героя прямо названа в припеве - "капуцин". То есть католический священник в капюшоне, отсюда и название.

Нашлись экземпляры моей книги, и меня попросили поставить автографы. Паша отпросился куда-то съездить, привезти ещё экземпляры. Его отсутствие я практически не заметил - ко мне была очередь на «амбулаторный приём». Когда Паша вернулся, я подписал ещё пару экземпляров.

«Говорят, я вкусно готовлю. Можно мне один - два раза в неделю к Вам приезжать в гости?» - Предложение застало меня врасплох. Не такой уж частый случай... Обменялись номерами телефонов, и, приехав домой, я уже обнаружил от Насти вотсапку. Похоже, я приобрёл нового друга. Сверхрезультат поездки, ничего не скажешь! ☺

Фото-отчёт