Альфрид Лэнгле: Все о «мужестве быть»

20-й психологический семинарий

Легендарный Альфрид Лэнгле прочитал лекцию о логотерапии и экзистенциальном анализе на факультете психологии Московского православного институте святого Иоанна Богослова.

6 октября на факультете психологии Московского православного института состоялся юбилейный 20-ый Психологический семинарий имени профессора протоиерея Василия Зеньковского. По приглашению профессора Бориса Сергеевича Братуся на мероприятии выступил давний друг факультета ученый с мировым именем Альфрид Лэнгле. Это далеко не первое его выступление в стенах МПИ. Ровно год назад профессор выступал перед слушателями семинария с докладом «Боль утраченного Я. Истерия — причины, понимание и экзистенциальный подход». На юбилейном мероприятии Альфрид Лэнгле прочитал доклад «Экзистенциальный анализ и логотерапия в контексте современной психологии личности». Традиционно, послушать его собралось более 300 человек — люди стояли в проходах и на лестничной площадке.

когда:
6 октября 2016, в 19:00
где:
Новая площадь, 12, (ст. метро Лубянка, Китай-город), корпус 4, 2 этаж, актовый зал РПУ

Докладчик

Доктор философии и медицины. Президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии
Смотрите запись доклада
Альфрида Ленгле

Альфрид Лэнгле — ученик выдающегося австрийского психолога Виктора Франкла, доктор и философии и медицины, президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии в Вене.

Альфрид Лэнгле — ученик выдающегося австрийского психолога Виктора Франкла, доктор и философии и медицины, президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии в Вене. Автор фундаментальных книг и учебников по теории и практики экзистенциального анализа и логотерапии, профессор университетов Вены, Торонто, Осаки и Высшей школы экономики в Москве, почетный доктор факультетов психологии МГУ и МПИ святого Иоанна Богослова. В начале своего выступления он признался, что в 2016 году исполнилось 17 лет с момента его первого приезда в Москву.

— Я с теплотой в сердце вспоминаю, как впервые приехал в Россию много лет назад, думаю о том, что школа экзистенциального анализа в Москве уже достигла своего совершеннолетия, — поделился профессор Лэнгле. — Накануне сегодняшней встречи я вместе с Борисом Сергеевичем побывал в Троице-Сергиевой Лавре, стоял у гроба с мощами преподобного Сергия Радонежского. Для меня было большой честью находиться в духовном центре России вместе с моим другом, выдающимся коллегой Борисом Братусем, делиться с ним духовными переживаниями.

Ошибка психологизма состоит в том, что он одностороннее переживание, поведение, мышление человека объясняет психологически.

Экскурс в историю психологии

Свое выступление Альфрид Лэнгле разделил на три части. В первой части лекции он рассказал, почему в Европе психология долгое время рассматривалась как естественная наука, как это сказывалось на ее развитии, раскрыл понятие психологизма.

Самый известный пример «психологизма» — это объяснение существования веры в Бога, — говорил ученый. — С точки зрения аналитической психологии, это ни что иное как проекция тоски по отцу, психическая потребность, присутствующая у каждого ребенка. И вера в Бога здесь рассматривается как сохранение детской потребности. Эта потребность сублимируется, но в конечном итоге она является либидинозной потребностью, которая носит сексуальный характер. То есть вера понимается как нечто субъективно мотивированное, через которое человек удовлетворяет свои потребности. Вопрос, существует ли Бог на самом деле, в данной системе координат даже не обсуждается.

Ошибка психологизма состоит в том, что он одностороннее переживание, поведение, мышление человека объясняет психологически.

— Франкл призывал не впадать в психологизм, — утверждал профессор Лэнгле. —  Он говорил, что дважды два — четыре является истиной даже если это говорит параноик. Но мы не верим тому, что говорит параноик. Представим, что человек читает лекцию. Вам нравится доклад. Но тут коллега-психиатр наклоняется и говорит: «Ну ты же знаешь, он шизофреник». И сразу же все, о чем говорится, приобретает другой вид. Возникает вопрос: «Можно ли ему верить?». Но если у кого-то есть психологическая проблема — это не повод воспринять то, о чем он говорит, по-другому. И помощь может быть полезна даже тогда, когда помогающий страдает от синдрома спасателя. И должен помогать, потому что это его успокаивает. Важно понимать, что может быть и так, и иначе.

— Идея Виктора Франкла заключалась в расширении индивидуальной психологии психотерапевта Альфреда Адлера, — пояснял Альфрид Лэнгле.

Великое дело Виктора Франкла

Вторая часть лекции профессора Лэнгле была посвящена Виктору Франклу и тому, как он пришел к идее создания логотерапии и экзистенциального анализа. Легендарный ученый очень подробно рассказал о сути теории и ее основных положениях.

Виктор Франкл противопоставлял возникновение логотерапии психоанализу Зигмунда Фрейда. В то время как в психоанализе речь шла об осознании бессознательных влечений человеческой природы, в логотерапии и экзистенциальном анализе говорилось об осознании духовного.

— Идея Виктора Франкла заключалась в расширении индивидуальной психологии психотерапевта Альфреда Адлера, — пояснял Альфрид Лэнгле. — Он полагал, что преодоление чувства неполноценности может быть мотивацией, но его необходимо соединить с поиском смысла. У Виктора Франкла всегда было видение человека — как целостного существа. Он задавался вопросами: из чего состоит человек? Что делает человека человеком? Человека человеком делает то, что он любит, ради чего живет, что близко его сердцу, когда он принимает решения в пользу чего-то, берет на себя ответственность, насколько человечно ведет себя каждый день. Я — человек, если отношусь к чему-то как к имеющему смысл.  И если я не могу по-настоящему быть человеком, тогда моя жизнь становится пустой. Я могу очень успешно функционировать, но тогда буду подобен машине. Но я — человек, если смотрю в глаза клиенту, пытаюсь его понять, благодарю его.

Альфрид Лэнгле подробно рассказал слушателям об отнологических законах противоречивости и многозначности, о о картине человека Виктора Франкла и двух способностях Я —  самодистанцировании и самотрансцеденции.

—  Франкл описывает картину человека, его целостности,  соответствующую классической картине человека Аристотеля, — говорил профессор.  — В каждом человеке присутствуют соматическое (телесное), психическое и духовное измерения. Человек — есть единство этих трех аспектов человеческого бытия — он телесен, душевен (или психичен) и духовен одновременно. При этом психическое и духовное измерения отличаются. Психическое измерение состоит из того, что описывали Фрейд и Павлов: инстинкты, защитные реакции, свойства личности. В духовном же измерении располагается свобода. Как духовному существу, человеку важны смысл и ценность в жизни, он их ищет, он принимает решения и отвечает за них. И это не является динамикой инстинктов.

По словам Альфрида Лэнгле, Франкл говорил о том, что из духовного измерения проистекает мотивация, которую он назвал «воля к смыслу». Каждый человек хочет делать что-то наполненное смыслом. В логотерапии Франкла первичная мотивация человека — это стремление к смыслу.

— Виктор Франкл совершил настоящую революцию в психологии. Он заговорил в рамках этой науки о духовном измерении, о том, что человеку как духовному существу важен смысл, — резюмировал профессор. — Поэтому и направление назвал лого-терапия, где   «логос» — значит смысл. Франкл рассматривал смысл не как конструкцию или проекцию, следующую из неудовлетворенной потребности. Экзистенциальный смысл — это то, что защищает нас от отчаяния и пустоты, требует обоснования в реальности. Экзистенциальный смысл должен быть воспринят. Психотерапевт может помочь клиенту в поисках смысла, задать ему вопросы. Но смысл каждый должен увидеть сам.

Экзистенциальный анализ — это понимающая, а не объясняющая психология.

Экзистенциальный анализ — это Встреча

В заключительной часть доклада Альфрид Лэнгле рассказал, как продолжает развиваться экзистенциальный анализ:

— Мы расширили задачу, которую ставил Виктор Франкл, и концентрируемся не столько на смысле, сколько на личности (person). Экзистенциальный анализ — это понимающая, а не объясняющая психология. Она оперирует измерением свободы. Мы пытаемся понять, какие у человека есть ценности, раз он принимает решение вести себя именно так.  В объясняющей психологии измерение свободы и личности не рассматриваются. Там это находится на заднем плане и является лишь продуктом детерминистского подхода. Экзистенциальный анализ — это не техника, это Встреча по важному поводу.  Мы, будучи консультантами, сами участвуем в ней как person, как личности. При этом мы забываем обо всем, чему учились, забываем все теории психологии. Нас интересует главное: кто есть наш клиент, что его трогает, что я сам ощущаю, когда слушаю его? Благодаря этому мы создаем личностную атмосферу во время консультации.

После окончания доклада слово взял научный руководитель факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова профессор Борис Сергеевич Братусь:

— Я специально попросил своего друга и коллегу Альфрида Лэнгле как можно подробнее рассказать о том, как появилась логотерапия и как она развивается в современных условиях.  Дело в том, что профессия психолога — рукополагаемая. Стать профессионалом в этой области, просто читая даже самые замечательные и гениальные сочинения,  невозможно. Знания в нашей области передаются из рук в руки от тех людей, которые живут внутри направлений, которые двигают психологию как науку. И профессор Лэнгле — один из таких людей. Он, вслед за Виктором Франклом, делает большое и трудное дело — продвигает психологию в духовную сферу. Его замечательная лекция открывает цикл встреч, который мы назвали «Психология из первых рук». На них мы будем приглашать ведущих представителей различных направления в психологии, чтобы наши слушатели могли получить знания из первых рук.

Смотрите полную версию выступления Альфрида Ленгле.