Лилия Ратнер: «Смотрите картину сердцем, глазами вы ее не увидите».

21-й психологический семинарий

Талантливый художник и блистательный искусствовед говорила со слушателями Психологического семинария о психологии искусства, о том, какое влияние оно оказывает на человека.

16 ноября 2016 года в актовом зале Московского православного института святого Иоанна Богослова состоялся 21-ый Психологический семинарий имени профессора протоиерея Василия Зеньковского под руководством профессора Бориса Сергеевича Братуся.

Лилия Николаевна Ратнер

 

когда:
16 ноября 2016, в 19:00
где:
Новая площадь, 12 (ст. метро Лубянка, Китай-город), 2 этаж, актовый зал РПУ

Докладчик

Художник, искусствовед

На событие приглашены:

Православный священник, христианский психолог, специалист в области приходского консультирования и специальной психологии. Духовник факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова, заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова
Смотрите запись
доклада Лилии Ратнер

Лилия Ратнер сделала доклад об искусстве, о его возникновении и развитии, о том, какое значение оно имеет для христианина.

Художник и искусствовед Лилия Николаевна Ратнер сделала доклад об искусстве, о его возникновении и развитии, о том, какое значение оно имеет для христианина.

На семинарии Лилия Николаевна говорила об искусстве Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, что такое фаюмский портрет и какое отношение он имеет к древнерусской иконе.

— Изобразительное искусство было нам дано Богом раньше, чем устная речь, — рассказывала она. — Когда мы ходим на выставки, мы должны задавать себе вопрос: А что Господь хочет сказать мне через эту картину? Потому что произведения искусства — это своего рода письма и телеграммы, которые шлет нам Всевышний. И он ждет, чтобы мы расшифровали эти сигналы.

Лилия Николаевна Ратнер

Лилия Николаевна рассказывала о своем пути в искусстве и об отношении к нему в той общине, в которую она попала после воцерковления.

Лилия Николаевна рассказывала о своем пути в искусстве и об отношении к нему в той общине, в которую она попала после воцерковления.

— Постепенно стали появляться разногласия. Они все росли и росли. Я никак не могла согласиться с отношением той церковной среды, в которую я попала, к культуре, к искусству. Я все время слышала, что искусство — это духовная деятельность душевного человека и потому несет в себе всю нашу греховность, а, следовательно, право на существование имеют только церковные формы искусства. Перечеркивалось значение театра, музыки. Я яростно спорила. И заниматься искусством не перестала. Но радость ушла, — признавалась Лилия Николаевна.

Совсем другое отношение к искусству было в приходе у священника Александра Меня, где, по признанию самой Лилии Николаевны, она ожила.

— Все годы, что я в Церкви, я не переставала думать о том, что же такое искусство, зачем оно? Так постепенно и сложился цикл ответов на эти вопросы. А однажды я с радостью прочла «Дневники» отца Александра Шмемана, и они стали для меня и откровением, и утешением, так как объяснили многие мои недоумения и собственные догадки, — говорила Лилия Николаевна. — Отец Александр писал: «Культура каждой данной эпохи — зеркало, в котором христиане должны были бы увидеть самих себя, степень своей верности «единому на потребу»». И далее: «Культура и есть тот мир, … который христианство судит, обличает и в пределе, преображает». И конечно же, «само понятие Царства Божия может «взорвать» культуру», но «… вне культуры — ни понять, ни услышать, ни принять его невозможно».