Аркадий Харьковский: Ребенок и болезнь

31-й психологический семинарий

23 ноября состоялся очередной 31-й Психологический семинарий им. проф. протоиерея Василия Зеньковского, открывающий зимний научный сезон. Аркадий Харьковский, психолог-консультант, сотрудник отделения онкологии Научно-практического центра специализированной медицинской помощи детям, выступил с докладом на тему: «Ребенок и болезнь».

Харьковский Аркадий Николаевич

На этот раз бессменный ведущий семинариев, профессор Борис Сергеевич Братусь, представил главного спикера вступительным словом, которое отозвалось особым чувством в сердцах собравшихся. «Главное, чтобы ребенок жил», - сказал Борис Сергеевич, тем самым определив лейтмотив всего вечера. Встречи с Аркадием Николаевичем, участники семинария ждали несколько недель, ведь в области его деятельности затрагиваются больные онтологические вопросы христианства, которые неразрешимы без подиной настоящей веры. Аркадий Николаевич, представляя на семинарии свою книгу «Дитя и болезнь», вышедшую в издательстве «Никея», начал свое выступление с рассказа о том, как началась его профессиональная деятельность в рамках паллиативной помощи.

Братусь Борис Сегреевич

когда:
23 ноября 2018, в 18:30
где:
Новая площадь 12, Актовый зал МПИ святого. Иоанна Богослова (метро «Лубянка», «Китай-город»)
Формат проведения:
Психологический семинарий

Докладчик

Психолог-консультант. Преподаватель центра дополнительного образования факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова
Смотрите запись семинара
«Ребенок и болезнь»

Бессмысленность страдания кажется ребенку несправедливой, тоска по прежней жизни и невозможность повлиять на желаемые изменения

Работая много лет с тяжело больными детьми, Аркадий Николаевич, долго и скрупулезно подходил к вопросу написания такой истории, которая бы объясняла чувства, мысли и переживания болеющего ребенка изнутри. То, как страдающее дитя принимает болезнь, как недуг затрагивает все стороны личности — от физиологии до души и духа, как происходит разрыв «ткани жизни», когда привычные вещи утрачивают свою значимость. Болеющий ребенок сталкивается с тяжелейшими, подчас пугающими изменениями, от буквально физической перемены пространственного существования — попадая из дома в больницу, до потери чувства времени за чередой повторов курсов лечения, ограничения активности и собственного бессилия перед лицом болезни.

Бессмысленность страдания кажется ребенку несправедливой, тоска по прежней жизни и невозможность повлиять на желаемые изменения — психологически истощают дитя и значительно снижают эффект лечения. Задача специалистов помочь ребенку максимально адаптировать окружающее пространство: физическое, социальное и интеллектуальное, пытаясь вернуть возможность активной осмысленности. От фотографий, картинок и любимых игрушек в палате — до возможности возобновления общения со сверстниками. Но тут необходима и «вертикальная парадигма», как отметил Аркадий Николаевич, - духовный аспект размышлений маленьких пациентов, является важным звеном в комплексном подходе к исцелению ребенка.

В ходе дискуссии, последовавшей за главным докладом, участники семинария задали свои вопросы и поделились размышлениями на такую непростую, но необходимую тему, снимая стигматы скорбной пелены неприкасаемости. Страдание разделенное, парадоксальным образом ведет к радости выздоровления.

Неизменными постулатами просветительской работы Московской школы Христианской психологии, является практическая помощь, способная качественно изменить жизнь каждого человека. И как сказал профессор Борис Сергеевич Братусь: «Просто говорящих много, но вот по-настоящему делающих — безмерно меньше, а ведь истинная вера — это то, что нужно осуществлять».

Фото-отчёт