Лекционный курс «О страстях и искушениях»

...Всё старание да употребит человек, чтобы душевная высота не была унижена восстанием сластолюбивых пожеланий
святой Василий Великий

Еще в IV веке монах и богослов Евагрий Понтийский определил и описал восемь базовых страстей, свойственных человеку, но сегодня о них вспоминают редко. Гораздо чаще люди говорят о смертных грехах, и это неудивительно, ведь простая схема «согрешил - покаялся» понятна каждому. Тем не менее, тот, кто имеет хотя бы небольшой опыт христианской жизни, знает, что исповедовать грех еще не значит избавиться от него.

Как часто мы годами каемся в одном и том же, собираясь исправиться, одуматься, но снова впадаем в тот же грех. Почему так происходит? Что мешает нам «начать новую жизнь»? Евагрий Понтийский причиной этого считал болезненное состояние души, где грех – лишь следствие, симптом, и бороться надо с причиной, т.е. со страстью, а не с отдельными ее проявлениями.

Но всегда ли мы способны понять, какая страсть нас обуревает и обуревает ли?

И здесь встает вопрос – как отделить проблемы духовные от проблем психологических.

«Как священник я часто вижу, что люди часто идут на исповедь не с духовными, а с психологическими проблемами. Скажем, девушка кается в гордыне, а начинаешь выяснять подробности – оказывается, что гордыней она называет свое нежелание подчиняться завышенным и необоснованным требованиям работодателя. Ей почему-то кажется, что это от недостатка смирения, а на самом деле она просто не знает, как, не выходя из себя, сказать «нет» и не позволить сесть себе на шею – типичная проблема людей с заниженной самооценкой. Или человек кается в унынии, а на самом деле у него тяжелая депрессия, вызванная смертью любимой жены. И ему необходима помощь психолога» - священник Петр Коломейцев

Святоотеческое учение говорит нам о том, что страсть – это не преступление, а недуг, болезнь. А где нет преступления, там нет и наказания. Христианские психологи стоят на тех же позициях. Если у человека есть психологические проблемы, то это не значит, что он какой-то неправильный и ему должно быть за это стыдно. Это значит, что человек нуждается в помощи, в психологической работе. В этом смысле и психолог и аскет мыслят одинаково – каждый на своем уровне. Надо только научиться эти уровни различать.

Именно об этом различении психологической и духовной природы страстей человеческих ведущие христианские психологи Московской научной школы христианской психологии под руководством профессора Бориса Сергеевича Братуся совместно с протоиереем Артемием Владимировым, священником Петром Коломейцевым и иноком Киприаном (Бурковым) расскажут вам в рамках обновленного лекционного курса «О страстях и искушениях».

Программа курса:

Тема 1. «Грехи и страсти, их отличие друг от друга» (свящ. Пётр Коломейцев)

Святоотеческое учение о страстях. Грехи и страсти, их отличие друг от друга. Типология страстей, учение свв. Евагрия Понтийского и Иоанна Кассиана Римлянина. Диáкрисиз - различение духов.

Тема 2. «ГОРДЫНЯ» (проф. Б.С. Братусь)

«Если кричит гордость, значит, любовь молчит».
Ф. Жерфо

Тема 3. «ПЕЧАЛЬ. УНЫНИЕ. ДЕПРЕССИЯ» (проф. Б.А. Воскресенский)

«Уныние — измождение души».
Евагрий Понтийский

«Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать».
Карл Густав Юнг

Тема 4. «ТЩЕСЛАВИЕ И СРЕБРОЛЮБИЕ» (лектор уточняется)

«Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой»
святитель Игнатий Брянчанинов

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»
Апостол Павел

Тема 5. «ГНЕВ» (протоиерей Артемий Владимиров)

«Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека».
Эразм Роттердамский

Тема 6. «БЛУД И ЧРЕВОУГОДИЕ» (Н.В. Инина)

«Не будь сластолюбив и предан объядению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения».
Антоний Великий

Курс станет особым духовным подспорьем в недели Великого поста, поможет преодолеть сомнения в собственных силах и одержать победу над ложными ориентирами в минуты духовной брани.

Вид итоговой аттестации: написание эссе.

По окончании программы, в случае успешного прохождения итоговой аттестации, слушателям выдается удостоверение установленного образца.

Связаться с нами вы можете
по телефону +7 925 052-00-51
или по адресу info@psy-rpu.ru

 
Начало реализации
16 марта 2022, в 19:20
Срок реализации:
1,5 месяца (30 часов)
Формат проведения:
программа повышения квалификации
Форма обучения:
Дистанционная
Режим занятий:
Занятия проходят по средам
с 19:20 до 22:10 в Zoom
Стоимость
9 900 РУБ
7 900 РУБ.*
*при оплате до 2 марта 2022

Ведущие:

Основатель и руководитель Московской школы христианской психологии. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии образования, декан факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова, учредитель и научный руководитель Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии.
Христианский психолог и психотерапевт. Руководитель направления прикладной психологии Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старший преподаватель факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова.
Православный священник, христианский психолог, специалист в области приходского консультирования и специальной психологии. Духовник факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова, заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии факультета лечебного дела РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессор кафедры клинической психологии МГППУ, преподаватель Свято-Филаретовского института
протоиерей Артемий Владимиров
протоиерей Артемий Владимиров
духовник Алексеевской женской обители в Москве, филолог-русист, педагог высшей категории, член Союза писателей России.

Зарегистрироваться
на курс