Курс лекций «Психология личности»

Личность перед вызовами современности: психология и практика

Открыт набор на расширенный курс под руководством профессора Б.С. Братуся – «Психология личности. Личность перед вызовами современности: психология и практика».

Что такое личность? Зачем она нужна человеку и как происходит ее развитие? Что значит «стать личностью»? Как может осуществиться личность в современном мире? – вот лишь немногие вопросы, на которые будут отвечать ведущие московские психологи и психотерапевты: Борис Сергеевич Братусь, Наталия Владимировна Инина, Людмила Александровна Кожарина, Аркадий Николаевич Харьковский, Татьяна Анатольевна Климова и Алексей Васильевич Лызлов.

В рамках данного курса мы рассмотрим понятие личности, ее индивидуальных процессов во всем их многообразии и многогранности. Вы познакомитесь с пониманием личности в психологии, с необходимыми условиями и этапами становления личности человека, узнаете разницу между психическим и личностным здоровьем, научитесь отличать различные типы ядерных аффектов личности, а также сможете увидеть связь невротических состояний личности и деструктивных форм веры и религиозности.

Таким образом, курс будет особенно полезен тем, кто хочет увидеть стройную, согласованную картину собственной личности в ее взаимосвязях с современным миром, жизнью, другими людьми, Богом.

Значительная часть курса посвящена практической театральной психологии. К сожалению, многие верующие до сих пор рассматривают театр и все с ним связанное как нечто греховное, хотя это совсем не так. Известный священник Алексей Уминский считает, что корни этого восходят к римскому театру, где действительно совершались жертвоприношения, но современный театр, по его мнению, - не имеет к этому никакого отношения. И даже более того, первый театр появился в России в Греко-Латино-Славянской Академии, где Семен Полоцкий установил интересную закономерность, заключающуюся в том, что «участие недорослей в потешных действиях» позволяет им перейти к более быстрому и успешному освоению риторики и многих других наук – фактически, это способствовало развитию их личности.

На занятиях по практической театральной психологии вы узнаете о наиболее распространенных стратегиях человеческого поведения, их плюсах и минусах, а также о том, как сценическое пространство помогает развитию и становлению личности. И конечно же, под чутким руководством христианских психологов Татьяны Климовой и Людмилы Кожариной на практике опробуете различные театральные упражнения «работы с собой».

«Стать личностью — значит, во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего межлюдскую нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. И хотя эта жизненная позиция выработана самим субъектом, принадлежит ему и глубоко пристрастна (если не сказать — выстрадана им), тем не менее по своему объективному значению она есть принадлежность человеческого общества, продукт и одновременно причина общественных межлюдских связей и отношений. Поэтому истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет (или являла) своей жизнью.»

- Б.С. Братусь.

Программа курса:

1. Проблема человека в современном мире.
(Б.С. Братусь – 4 часа)

Основные подходы к пониманию человека: история и современность. Человек как предмет естественных и гуманитарных наук. Место психологии в изучении человека. Психология как наука о душе. Человек и личность в современной христианской психологии.

2. Психическое и личностное здоровье: феноменология, основные понятия, пути достижения.
(Б.С. Братусь - 4 часа, Н.В. Инина - 4 часа, А.Н. Харьковский - 4 часа)

Что такое «здоровье»: современные споры. Основные модели психического здоровья в медицине и психологии. Личностное здоровье, что это такое. Возможные расхождения между уровнями и степенями развития психического и личностного здоровья, пути их коррекции. Взаимосвязь психического, личностного и телесного здоровья. Психосоматика. Возможность личностного развития человека на фоне болезни. Связь переживания болезни с системой личностных ценностей.

3. Театр как модель жизни.
(Т.А. Климова – 8 часов)

Феномен театральности: общепсихологические механизмы преобразования личности в разных исторических эпохах. Сценическое пространство как пространство моделирования событий, присущих становлению и развитию личности. Мистерии, как древнейшие системы образования, в которых посредством драматических форм преподавалась природа человеческого духа, его отношение к телу, практики развития личности. Связь театра и мистерий. Примеры современных театральных практик «работы с собой».

4. Игры в которые играют люди.
(Л.А. Кожарина – 8 часов)

Сценические упражнения как модель человеческого поведения. Плюсы и минусы наиболее распространенных стратегий человеческого поведения. Психотехнические возможности театрального искусства. Примеры театрально-сценических методов в работе практического психолога.

5. Психология и патопсихология религиозной жизни.
(Н.В. Инина - 8 часов)

Психология и религия – проблема взаимосвязи и сотрудничества. Классические подходы к проблеме веры и религиозности. Духовность как условие человеческого бытия. Границы психологической компетенции, место психологии в духовном развитии человека. Типология форм и видов веры. Связь невротических состояний и деструктивных форм веры: суеверие, предрассудок, фанатизм.

6. "Война миров": проблема взаимоотношений людей с разной аффективно-волевой направленностью.
(А.В. Лызлов – 8 часа)

Ядерные аффекты в современной отечественной психиатрии и психологии. Ядерные аффекты личности: три качественно различных способа бытия. Тоска как ядерный аффект. Тревога как ядерный аффект. Апатия как ядерный аффект. Сложности во взаимопонимании между людьми разных ядерных аффектов.

7. Личностные кризисы и возрасты духовные.
(Б.С. Братусь – 8 часов)

Личностный кризис: основные признаки. Периодизации детского, юношеского и зрелого возрастов. Специфика кризисов зрелого возраста. Старческий возраст: есть ли личностное развитие? Связь возраста и развития духовной сферы человека. Отклонения в возрастном личностном развитии и пути их коррекции.

«…Сущность личности и сущность человека отделены друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, и, значит, первое получает смысл и оправдание во втором, тогда как второе в самом себе несет свое высшее оправдание. Действует, любит, ненавидит, борется не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, особым, только ему присущим образом организующий свою деятельность, любовь, ненависть и борьбу.»

- Б.С. Братусь.

Курс «Личность перед вызовами современности: психология и практика» является особо актуальным для:

  • поступающих в вузы на программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология»;

  • специалистам по миссионерскому служению и организации работы с молодежью;

  • работников всех сфер социального служения в храмах РПЦ;

  • психологов-консультантов, занимающихся практической деятельностью и желающих повысить уровень компетентности в области христианской психологии;

  • а также для всех тех, кто хочет полнее и глубже познать себя.

По завершении курса каждый участник получает сертификат.

Связаться с нами вы можете

по телефону +7 925 052-00-51

или по адресу info@psy-rpu.ru

Начало реализации
4 февраля 2019
Срок реализации:
2 месяца (56 академических часов)
Формат проведения:
Курс лекций
Занятия проходят
по понедельникам и средам
с 18:30 до 21:30
Стоимость
25 000 РУБ.

Ведущие

Основатель и руководитель Московской школы христианской психологии. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии образования, научный руководитель факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова, учредитель и научный руководитель Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии.
Христианский психолог и психотерапевт. Руководитель направления прикладной психологии Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старший преподаватель факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова.
Христианский психолог, ведущая мастер-классов и тренингов, старший преподаватель факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова
Психолог-консультант. Преподаватель центра дополнительного образования факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова
Преподаватель факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова, заместитель декана по научной работе факультета психологии МПИ святого Иоанна Богослова. Кандидат психологических наук.

Зарегистрироваться
на курс