Йога и православие

Поделитесь в соц. сетях:

По статистике йогой занимаются примерно полтора миллиона человек в России. Только в Москве около 260 йога-центров. Опросы показали, что йога занимает примерно 11-12 место в рейтинге видов спорта, которыми предпочитают заниматься наши соотечественники. Что же происходит? Людей привлекает духовная практика йоги или они рассматривают йогу как вид спорта, полезный для здоровья?

Недавно на телеканале Спас прошла передача на тему «Йога и православие», где гости пытались дойти до самой сути в главном вопросе: может ли православный человек заниматься йогой? При этом в студии были православные люди, которые практикуют хатха-йогу, то есть вид йоги, в большей степени нацеленный на физическое, телесное здоровье. К однозначному выводу не удалось прийти. Одни гости говорили о том, что йога может практиковаться как очень полезный набор физических упражнений, и православному человеку это неопасно, в том, конечно, случае, если он не погружается в духовные йоговские практики. Другие гости заняли более резкую позицию – православному человеку нельзя заниматься йогой, надо создавать внутри православия альтернативные формы, укрепляющие физическое, телесное здоровье. Думаю, что такая неоднозначность неизбежна, поскольку речь в основном шла именно о йоге как таковой. И опасения, высказанные в программе вполне понятны. Действительно, как духовная практика, йога не приемлема для православного человека. Есть много несовместимых друг с другом религиозных позиций.

Но как быть с полутора миллионами наших сограждан, которые чаще всего приходят в йогу в поисках телесного здоровья или как в спортивный клуб, а надо сказать, почти при каждом фитнес-клубе существуют занятия йогой. Надо ли считать, что эти люди потеряны для православия?

Я нередко встречала истории людей, которые через занятия йогой приходили в христианство, в православие. Они говорили, что йога была их первым шагом на пути к Богу и сейчас, являясь православными христианами они очень ясно и четко видят, что йога не могла ответить им на их внутренние духовные вопросы. Именно в православном храме они обрели то, что искали всю жизнь. Но эти счастливцы встречали на своем пути христиан, которые не отталкивали их лишь на том основании, что они занимаются йогой.

Напротив, они проявляли мудрость, терпение и любовь, раскрывая всю красоту и свет христианского учения. В этом плане можно отметить, что йоге мы можем сказать – нет, но людям, на пути которых встретилась йога (нередко всего лишь как ступень в духовном поиске) мы призваны говорить – да. 99 девять овец Господь оставил для того, чтобы найти одну пропавшую.

Может быть и мы призваны к тому, чтобы являть собой тот образ православного христианина, который не обличает, не осуждает, не клеймит, но пытается вслед за Христом проявлять любовь к ближнему, каким бы он ни был. И путь любви всегда прямее пути войны или борьбы. Если мы и говорим о борьбе, то это прежде всего борьба с собственными грехами. Путь христианина длиною в жизнь.

До последнего вздоха мы пытаемся быть христианами, быть православными. Но правильнее когда о нас другие говорят: «вот это православный христианин». Не редко, к сожалению, происходит наоборот. Подлинное христианство – это бытие свободной и ответственной личности перед лицом Бога, это мужество не предавать то, что составляет нашу суть, это способность к любви и уважению в отношении других, не только близких, но и дальних, даже людей иной веры. Если нам хоть в какой-то степени удается приблизиться к христианским идеалам, то нам значительно легче справляться с соблазнами, мы сердцем чувствуем то, что полезно нашей душе, а что – нет. Наша настоящая вера тогда оказывается прекрасным щитом от любой скверны, при этом наше сердце открыто христианской любви к миру и к людям.

По материалам передачи «До самой сути», телеканал СПАС, эфир от 27 сентября 2018 года.

Поделитесь в соц. сетях: