Трагедия о Гамлете – принцессе датской

Поделитесь в соц. сетях:

В «Новой газете» (от 28 февраля 2018 года, стр. 20-22) читаю: «…театр Ленсовета представил публике своего «Гамлета», где главную роль сыграла молодая актриса…». Рядом фото: скорчившаяся в рыданиях женщина, видимо, в нижнем белье, прильнула к сидящему на полу мужчине в темном, который скорбно охватил руками ее голову. Подпись: «Призрак – Виталий Куликов и Гамлет – Лаура Пицхелаури».

Бедный не только Йорик, но теперь и Гамлет. Чего только не делают с его образом в последние времена – заставляют играть на саксофоне, танцевать, представляться в мюзиклах, балетах, пародиях. Теперь вот плачущая дама в белье…

Но шутки в сторону. Режиссер возвышен и строг: «Мы вложили в этот спектакль много сил, чувств и нервов…Мы пытаемся разобраться в том, что происходит с нами. Как нам жить? Что значит быть человеком? Что такое достоинство? На что мы имеем право? Где наши границы? В чем смысл нашего пребывания на земле? Вот так. Не больше и не меньше.»

Ну, кто же возразит? Вся трагедия о Гамлете про это, про «быть или не быть, достойно ли смиряться» и прочая известная всему миру классика душевных борений. Потрясение этой трагедией необходимо присутствовало в становлении поколений юношей и мужчин, ответственно принимающих на себя ношу бытия. Видимо, что-то стало с самим миром, что теперь есть соблазн переложить эту ношу на хрупкие женские плечи. И тогда режиссер уловил эту тенденцию – посмотрите на посетителей концертов, театров, выставок, семинаров и митингов – преимущественно женщины, да и сами мужчины как-то мельчают. И режиссер, почувствовав это, вывел даму на первую в мужском репертуаре роль. Причем, судя по интервью, весьма напористо, по-мужски и, я бы даже сказал, по-большевистски (вместо прежнего храма построим дворец новой культуры). Лиха беда начало – в том же спектакле Офелию, судя по другой фотографии и подписи под ней, играет густо загримированный мужчина. Вообще, в нынешнем театре постройкой дворцов новой культуры на месте взорванных прежних храмов занимаются многие – чего стоит, например, князь Мышкин, который теперь на одной из центральных сценических площадок - мелкий суетливый пройдоха (напомню, что Достоевский хотел в этом образе показать Христа, вновь пришедшего в мир).

Однако аппеляция к статистике, в тому что женщины все сильнее, а мужчины слабее, все же, не причем. Истина не решается голосованием, количество не отменяет критериев мужественности и женственности. И понятно, что роль Гамлета в этой связи остается вершинной, предельной в карьере актера-мужчины. Имена великих Гамлетов вписаны в историю театра. А сколько любителей проходило через эту роль. И каких! Гамлета играл Александр Блок. Гамлета играл в юности и наш психологический гений – Лев Выготский. И пронес этот образ сквозь всю свою короткую жизнь, пережив сценического Гамлета лишь на четыре года. В юности он подготовил блестящее (теперь классическое) исследование о Гамлете – принце Датском. Он доказывал, в частности, что основной чертой Гамлета является его готовность, умение собраться «перед ударами судьбы», то есть мужество принятия. В конце жизни Выготский взял в больницу, из которой он уже не вышел, только одну книгу. Это был томик трагедии о принце Датском. Его последними словами, по свидетельству врача, были: «Я готов».

В заключении вернемся к суровым оценкам режиссера: «Все спекуляции и глупости на тему о том, что женщина не может играть Гамлета, мне отвратительны и свидетельствуют о нездоровье тех, кто это говорит. Надо быть бесчувственным уродом, чтобы не почувствовать честности нашего высказывания».

Чтобы не засвидетельствовать своего нездоровья и не прослыть бесчувственным уродом, поспешу сказать с опорой на весь опыт жизни – женщина может все. А следовательно и сыграть под руководством мужчины-режиссера не только Гамлета, но и Отелло или Ричарда Львиное Сердце. Так что вкупе с женскими успехами в боксе, хоккее и штанге есть еще и театральные перспективы дальнейшего смешения человеческих понятий, ценностей и предназначений.

Профессор факультета психологии
МГУ им. М.В.Ломоносова
Б.С. Братусь

02.03.18

Поделитесь в соц. сетях: