Новости

aleksey 29 декабрь 2023

51-ый Психологический семинарий имени профессора протопресвитера Василия Зеньковского

51-ый Психологический семинарий

27 декабря 2023 года на факультете психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова (в аудитории ГК-102 Гуманитарного корпуса РПУ св. Иоанна Богослова, переулок Чернышевского 11А, строение 1) состоялось 51-е заседание Психологического семинария имени профессора протопресвитера Василия Зеньковского.

На семинарии был представлен доклад выдающегося современного специалиста в области психологии и педагогики обучения детей с трудностями и задержками развития, давнего друга и партнера факультета психологии РПУ, профессора Кристель Манске (город Гамбург) «Учение и «зона ближайшего развития»». Дискутантами по докладу выступили профессор А.Н. Кричевец (МГУ, РПУ), профессор В.К. Зарецкий (МГППУ), член-корреспондент РАО, профессор В.И. Слободчиков,  профессор биологического факультета МГУ Д.Н. Кавтарадзе, доцент, ведущий научный сотрудник ПИ РАО В.В. Кузовкин, доцент А.C. Обухов (МПГУ). Ведущий семинария – профессор Б.С. Братусь. Перевод с немецкого – доцент В.К. Загвоздкин.

Уникальные методы работы профессора Кристель Манске, построенные с опорой на российскую психологию обучения, прежде всего, на методологию учения Л.С. Выготского, позволяют обучать чтению, математике и давать знания об окружающем мире детям с расстройствами аутистического спектра, с задержками развития и синдромом Дауна.

Согласно мнению профессора Манске путь к совместно-разделенной деятельности с ребенком с трудностями в развитии начинается от совместно-разделенной радости игры и творчества, а также интуитивного переживания логики мира тех из детей, кто, чтобы выжить, вынужден выстраивать мир иным, чем большинство детей, образом. Настоящее событие – то, что открывает путь для обучения (и развития) – есть пробуждение самосознания ребенка. Это событие не возможно без встречи с человеком; как в жизни, так и в обучении – только человек помогает раскрыть нам себя. Если мы чувствуем себя сильно отличными – мы можем найти в другом человеке свой прообраз – и полюбить себя такими. Через эту любовь обрести уверенность видеть, любить, признавать и подтверждать человека. Каждый ребенок есть духовная тайна. Любить – чтобы дети вместе с нами могли учиться быть уникальными – значит, врастать в мир ребенка – чтобы, благодаря «зоне ближайшего развития» (т.е. зоне возможностей развития ребенка, реализуемых в совместно-разделенной деятельности с взрослым), через событие встречи он обрел самосознание. Так можно постараться победить грубую материю биологического дефекта, через духовный (социальный) контакт выйти из одиночества, раскрыться и развиться. Методология работы профессора Манске была подкреплена конкретными примерами из ее обширной практики.

Доклад вызвал оживленную дискуссию. Дискутантами были высказаны как мнения, разделяющие и поддерживающие методологию работы доктора Манске, так и мнения с критикой отдельных элементов ее концепции. В целом более детальная концептуализация уникальных методов работы с детьми с трудностями и задержками развития определена как актуальный социальный запрос и настоятельная задача ближайшего будущего.

Мероприятие прошло при полной аудитории, присутствовало более 70  человек. Руководство факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова выражает благодарность заместителю декана по развитию Римме Викторовне Рутиньш, заместителю декана по науке Илье Анатольевичу Якунину, а также магистранту Анне Бутурлим и студентам и магистрантам, составляющим студенческий актив факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова, за образцовые организацию и проведение мероприятия.