Татьяна Климова и Людмила Кожарина: «Психология игры. Режиссура поведения в игре и в жизни»

25-й психологический семинарий

У каждого человека под шляпой – свой театр.

9 февраля 2018 года состоялся первый в этом году и 25-й по счету Психологический семинарий имени проф. прот. Василия Зеньковского под руководством проф. Бориса Сергеевича Братуся.

На семинарии выступили христианские психологи Татьяна Анатольевна Климова и Людмила Александровна Кожарина, доклады которых были посвящены психологии игры – на сцене и в жизни.

когда:
9 февраля 2018
где:
Новая площадь 12, Актовый зал МПИ святого. Иоанна Богослова (метро «Лубянка», «Китай-город»)
Формат проведения:
Психологический семинарий

Основной докладчик

Христианский психолог, ведущая мастер-классов и тренингов, старший преподаватель факультета психологии РПУ святого Иоанна Богослова
Смотрите запись доклада
«Психология игры.
Режиссура поведения в игре и в жизни»

«Весь мир занимается лицедейством»

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы
И каждый не одну играет роль.
В. Шекспир

Эпиграф взят из пьесы Уильяма Шекспир («Как вам это понравится», акт II, сцена VI, слова Жака), первоисточник же слов более ранний - сочинения римского писателя Гая Петрония. Его строка «Mundus universus exercet histrioniam» (мундус унивэрсус егзерсэт хистрионам) в буквальном переводе с латинского означает - «Весь мир занимается лицедейством». Данная фраза украшала здание театра «Глобус», для которого писал свои пьесы Шекспир.

Татьяна Анатольена Климова рассказала аудитории об истории театра, о том, что феномен театральной игры имеет многотысячелетнюю историю, и значение игры в становлении и развитии человека и человечества неоднократно становилось предметом подробного анализа психологов.

В Древней Греции у зрителя была возможность «проигрывать» те или иные ситуации в воображении, а не в реальной жизни.

В Древней Греции в театре человек мог получить ответы на самые животрепещущие вопросы о смысле жизни и тайнах Бытия, кроме того, театр давал возможность экспериментально моделировать, показывая на примерах «пьес», что может произойти в реальности, каковы будут последствия и результаты в том или ином случае, когда человек совершает «выбор», руководствуясь данной ему свободой воли. Таким образом, у зрителя была возможность «проигрывать» те или иные ситуации в воображении, а не в реальной жизни, что сейчас можно было бы назвать психологическим упражнением.

Татьяна также особо отметила тот факт, что многие верующие до сих пор рассматривают театр и все с ним связанное как нечто греховное, хотя это совсем не так. Она рассказала о своей беседе с известным священником Алексеем Уминским, который считает причиной тому наследие отношения Церкви к Римскому театру, где действительно совершались ритуальные жертвоприношения, но современный театр, по его мнению, - не имеет к этому никакого отношения.

«Участие недорослей в потешных действиях» позволяет им перейти к более быстрому и успешному освоению риторики и многих других наук.

Татьяна Климова также поведала слушателям, что первый театр в России появился в Греко-Латино-Славянской Академии, где Семен Полоцкий установил интересную закономерность, заключающуюся в том, что «участие недорослей в потешных действиях» позволяет им перейти к более быстрому и успешному освоению риторики и многих других наук – фактически, это способствовало развитию их личности. Среди этих «недорослей» был и Федор Волков, которого царица затем отправила поучиться в Европу, и именно он считается основателем первого профессионального театра в России.

Людмила Александровна Кожарина начала свое выступление со слов философа Фридриха Шиллера «...Из всех состояний человека именно игра и только игра делает его совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу...». Иными словами: «...Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова – человек, и он бывает человеком лишь тогда, когда играет».

Людмила Александровна рассказывала об очень интересном исследовании детей, которым предлагали поиграть «в себя» в возрасте от трех до шести лет.

Фото-отчёт