Максим Лазарев: просмотр фильма «Разрушение»

6-е заседание психологического киноклуба

На 6-ом заседании Психологического киноклуба сложилась очень теплая атмосфера: каждый говорил о том, что близко ему и слышал, как это отзывается в собеседниках.

16 декабря на факультете психологии МПИ состоялось 6-ое заседание Психологического киноклуба, на котором состоялся просмотр американского фильма «Разрушение» (Demolition, 2015). Зрители долго и очень доверительно говорили об очень важных вещах, о которых напомнила, заставила задуматься история главного героя киноленты — успешного мужчины, в одночасье потерявшего жену и, казалось, на какое-то время самого себя.

Фильм Разрушение 2015

когда:
16 декабря 2016, в 19:00
где:
Новая площадь, 12 (ст. метро Лубянка, Китай-город), 2 этаж, актовый зал РПУ
Смотрите запись 6-го заседания психологического киноклуба, на котором его участники смотрели и обсуждали фильм «Разрушение»

— Для меня этот фильм про две жизни героя — про одну, в которой он ничего не чувствовал, и про вторую, когда он начал чувствовать, — говорила студентка факультета психологии МПИ и молодая мама Дарья Коршунова.

«Разрушение» рассказывает историю финансиста Дэвиса Митчелла (играет актер Джейк Джилленхол). Он добился в этой жизни всего, о чем, казалось бы, можно было мечтать — блестящая карьера, достаток, рядом красавица жена. Но внезапно его супруга погибает в автокатастрофе, и все меняется. Вдруг выясняется, что Дэвису не с кем поговорить о том, что случилось, да и не о чем — он ничего не чувствует по поводу трагедии. Куда больше чувств у него вызывает неисправный автомат, в котором он хотел купить конфеты. Дэвид пишет в сервисную компанию письма, в которых неожиданно для себя рассказывает совершенно незнакомому человеку историю своей жизни.

На обсуждении фильма много говорили о том, в какой момент жизнь мужчина начинает меняться: когда погибает его жена, или когда он получает ответ от девушки, которая работает в сервисной компании, — она прочитала его письма и проплакала над ними всю ночь.

— Для меня этот фильм про две жизни героя — про одну, в которой он ничего не чувствовал, и про вторую, когда он начал чувствовать, — говорила студентка факультета психологии МПИ и молодая мама Дарья Коршунова. — После смерти жены состоялось разонемение главного героя — он увидел, что с ним не происходило, когда он не был в контакте с собой и своими чувствами.

— Я думаю, что если бы девушка не откликнулась, герой бы не справился с ситуацией, — делился мыслями один из зрителей. — Он бы просто не увидел проблемы, и продолжил бы жить в своем прекрасном доме. Главный герой начал меняться, когда девушка стала говорить с ним.

Быть — значит общаться диалогически...

Выдающийся русский психолог Тамара Александровна Флоренская в своей статье «Метод духовно ориентированного диалога: теория и практика», ссылаясь на русского философа Михаила Бахтина, писала: «Проникнуть во внутренний мир личности нельзя посредством «безучастного нейтрального анализа», невозможно это и путем «вчуствования», лишь общение человека с человеком может способствовать его свободному раскрытию». Поэтому методом познания души человека является диалог. «Быть — значит общаться диалогически... Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса — минимум жизни, минимум бытия», — писал философ Михаил Бахтин. Он отмечал: «Сознание себя самого все время ощущает себя на фоне сознания о нем Другого».

Получается, главный герой начал меняться, чувствовать, видеть то, что не видел ранее, когда встретил того самого Другого?

— Фильм очень многогранный, в нем много линий, много тем. Для меня он не о бунте, а о жизни, — подхватывал разговор ведущий 6-го киноклуба психолог Максим Лазарев. — Главный герой проживает все стадии горевания по Кюблер-Росс (Элизабет Кюблер-Росс, американский психиатр, разработала 5 стадий горевания и преодоление потерь — отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие). Но ведь он делает в своей новой жизни вещи, которые говорят делать в таких ситуациях психологи. Интересна ситуация с каруселью в самом конце фильм. Мне кажется, что стремление главного героя что-то разобрать, разобраться как устроены вещи, это как раз то стремление разобраться в самом себе. В Америке принято учреждать фонды помощи имени своих близких. Но часто это превращается в формальность. Когде же главный герой помогает починить карусель для детей, он делает своими руками настоящее доброе дело. И если в самом начале фильма он предстает перед нами в маске, но уже в конце он настоящий.

— Я смотрю «Разрушение» в четвертый раз. До сегодняшнего вечера мне не с кем было его обсудить, потому что в моем окружении привыкли считать кино развлечением, и поэтому этот фильм назвали бы ерундой, — говорила еще одна зрительница. — Каждый просмотр открывает для меня столько нового, могу говорить о нем часами. Во время этого просмотра отметила для себя две вещи: операторскую работы — как здорово выделили главного героя в толпе. А еще стоп-кран. До сих пор не понимаю, зачем он его дернул, но чувствую, что для него было важно это сделать.

Каждый говорил о том, что близко ему и слышал, как это отзывается в собеседниках.

Кто-то из присутствующих делился видением, что главный герой дергает за стоп-кран, чтобы остановиться, оглядеться вокруг себя, посмотреть на себя и свою жизнь. Для кого-то этот поступок стал символом «обнуления» и начала нового пути, наполненного переживаниями, новыми людьми, настоящими и полезными делами.

История, показанная на 6-ом киноклубе, по-разному отзывалась у присутствующих. Актеры, психологи, священники говорили об отношениях между матерью и сыном, о том, почему гнев бывает таким ярким и чем он отличается от благодарной радости, размышляли о духовности. Каждый говорил о том, что близко ему и слышал, как это отзывается в собеседниках. Обсуждение переросло в очень теплую беседу, расходиться не хотелось.

— Вы знаете, я первый раз на киноклубе и совсем не ожидала, что здесь так тепло и уютно, — признавалась одна из зрительниц. —Случайно увидела афишу, решилась прийти и не пожалела. Теперь буду внимательно следить за событиями факультета психологии МПИ.